ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА
О.В. Исаева, ассистент
Воронежский государственный технический университет

Сегодня, когда контроллинг занимает прочные позиции в экономической науке и практике, разнооб-разие концептуально-теоретических подходов не спо-собствует его единому пониманию. Зачастую поляр-ные точки зрения, отличающиеся соотношением тео-ретических обоснований и прикладных исследований, затрудняющие его однозначную трактовку, создают проблемы его практической реализации на предпри-ятии. В такой ситуации существенно-важным пред-ставляется раскрытие сущности контроллинга, кото-рому способствует комплексный подход, актуальный при исследовании различных сторон ее проявления. При этом следование принципу развития или исто-ризма обусловливает необходимость исследования процесса возникновения, становления и развития - генезиса теории контроллинга. Поскольку отрывать понятия и термины от национальной почвы недопус-тимо, то важным станет дифференциация анализа вклада американской и европейских школ контрол-линга.
В современном значении слово "контроллинг" как характеристика области управленческих задач стало использоваться с 18 века, когда в 1778 году в США было законодательно учреждено ведомство "Comptpoller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts", в задачи которого входило государст-венное управление и контроль за расходованием средств. В результате наиболее полно контроллинг был впервые описан и применен в США, поэтому сам термин и производные либо связанные с ним понятия происходят от английского глагола "to control", в экономическом смысле означающего управление, наблюдение. Основной причиной появления понятия контроллинг в экономической литературе называют промышленный рост США в конце 19 - начале 20 веков, повлекший за собой необходимость улучшения методов управления [1]. В связи с этим существенно-важным представляется рассмотрение основных эта-пов развития научной теории управления, послужив-ших объективной причиной возникновения и даль-нейшего развития контроллинга.
Истоки формирования теоретических основ кон-троллинга необходимо связать с возникновением и развитием школы процессного менеджмента, в рам-ках которой А. Файолем управление было рассмотре-но как универсальный процесс, состоящий из не-скольких действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, были названы управленческими функциями, а сам процесс управле-ния явился общей суммой всех функций. Произо-шедшее под влиянием возникшей в 50-х годах про-шлого столетия неудовлетворенности результатами процессного подхода, понимания его ограниченности, развитие и расширение традиционной функции кон-троля послужили объективной причиной возникнове-ния функции контроллинга. Использование систем-ного подхода в управлении привело к пониманию взаимосвязи, увязки с целями функций планирования и контроля. Развитие функции контроля, обусловив-шее его понимание как интегральной характеристики организации, как инструмента достижения целей при-вело к формированию контроллинга у американских ученых как равноправной среди прочих управленче-ских функций. Однако в дальнейшем в США кон-троллинг стал рассматриваться в прикладном смысле, ориентируясь на практику.
Наибольшее признание контроллинг получил в Германии и соседних странах, где в 70-х годах стала активно развиваться теория контроллинга, сопровож-даясь формированием ряда групп концепций.
Появившиеся первыми концепции с ориентацией на учет предполагали использование информации, аккумулируемой в рамках учета, что отражало пре-имущественно оперативный уровень контроллинга, оставляя многие аспекты деятельности закрытыми для управления. Между тем, эта группа концепций сыграла важную роль в развитии теории контроллин-га, послужив формированию концепций с ориентаци-ей на информацию, расцвет которых пришел на конец 80-х, открыв более широкие перспективы для управ-ления. В рамках этой группы концепций контроллинг стал играть роль поддержки управления через центра-лизацию и координацию всех информационных сис-тем. Произошло расширение базы контроллинга: на-ряду с бухгалтерской появилась необходимость в ис-пользовании различного рода качественной и количе-ственной информации. Главная задача контроллинга была определена как координация получения и под-готовки информации с потребностями в ней. Даль-нейшая эволюция взглядов на контроллинг с позиций координации обусловила формирование третьей группы концепций с ориентацией на координацию. При этом по отношению к объему координационной задачи контроллинга концепции разделились на: кон-цепции, ориентированные на планирование и кон-троль, и концепции с ориентацией на управленческую систему. В рамках первой группы контроллинг был определен как система интегрированного информаци-онного обеспечения, планирования и контроля, то есть как подсистема управления, координирующая подсистемы планирования, контроля и информацион-ного обеспечения [1]. С осознанием того, что коор-динационные проблемы возникают на всех уровнях управленческой системы, координационная задача была расширена, что было связано с формированием группы концепций с ориентацией на управленческую систему. Именно группа концепций с ориентацией на координацию определила контроллинг как новую функцию менеджмента (процесс), придя в согласие с взглядами американских исследователей. При этом преобладание координирующей составляющей кон-троллинга отмечалось во всех трех группах концеп-ций. Вклад первых двух групп состоял в выделении роли информации и методов ее анализа, предостав-ляющих возможность видеть целостную картину со-стояния предприятия наряду с детализацией, нюанса-ми функциональных составляющих. Однако в этих группах контроллингу была отведена подчиненная роль. Лишь третья группа концепций стала опериро-вать подсистемами и системами управления, позволив говорить о сформировавшейся новой дисциплине, имеющей собственный объект исследования - систему управления. Именно ориентированная на координа-цию теория контроллинга стала использоваться в ка-честве теоретической базы для анализа концепции менеджмента, называемой контроллинг. Развитие стратегического характера управления, потребовав стратегической информации, позволяющей судить о перспективах компании в будущем, обусловило даль-нейшее развитие теории контроллинга. В результате под контроллингом менеджеры в немецкоязычных странах стали понимать "руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования" [2, ст.9]. В соответст-вии с системным подходом, Р. Манн и Э. Майер оп-ределили контроллинг как систему управления про-цессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, подняв вопрос системной сути контроллинга [3]. Более того, Э. Майер, определяя контроллинг как систему мышления и управления, затронул вопрос философии контроллинга [2]. Таким образом, представители немецкой школы внесли ог-ромный вклад в формирование современной теории контроллинга, позволив говорить о ее главенстве на современном этапе.
Следование принципу историзма позволило вы-явить ключевые этапы генезиса теории контроллинга, что нашло отражение на схеме, представленной на рис.
Объективной причиной формирования контрол-линга стало возникновение и развитие теории управ-ления в США, прежде всего связанное с выделением концепции процессного подхода. Развитие системно-го подхода обусловило формирование таких его ос-новных категорий, как процесс и система. Анализ генезиса теории контроллинга позволил сделать вы-вод о необходимости его рассмотрения с учетом диа-лектической взаимосвязи его процессуального и сис-темного аспектов. Именно аспект единства двух ос-новных форм проявления контроллинга, раскрывая его основы, стал исходным моментом формирования его теории. Ее развитию способствовало взаимопро-никновение и борьба различных взглядов, сопровож-давшихся возникновением различных концепций. В результате стало возможным понимание контроллин-га как философии и концепции управления, выявившее его стратегическую направленность и ориентацию на системное мышление.
Этапы процесса формирования теории контрол-линга обусловили выделение двух его функций, соот-ветствующих двум аспектам его понимания, - как ин-струмента и как философии:
1. Сервисной функции предоставления информа-ции, необходимой для управления.
2. Функции принятия решений (точнее, методо-логии принятия решений и их координации) [3].
Сервисная функция - это информационное об-служивание, которое осуществляется с помощью ин-теграции функций планирования, контроля и инфор-мационного обеспечения, ориентированных на дос-тижение цели, конечного результата деятельности предприятия.
Управляющая функция контроллинга реализует-ся с использованием данных анализа отклонений, об-щих результатов деятельности для принятия различ-ных тактических (оперативных) и стратегических ре-шений о регулировании деятельности (производства).
Совокупность рассмотренных функций позволя-ет определить его сущность.
Сущность контроллинга заключается в управле-нии достижением целей системы, направленном на ее долгосрочное, эффективное существование на ос-нове интеграции функций планирования, контроля и информационного обеспечения.
Таким образом, комплексный подход к исследо-ванию генезиса теории контроллинга, позволив про-следить этапы его возникновения, становления и раз-вития, способствовал раскрытию сущности контрол-линга.

Ключевые этапы генезиса теории контроллинга

Литература

1. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
2. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С. Н. Зай-цева / Под ред. С. А. Николаевой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 96 с.
3. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начи-нающих: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова / Под ред. В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 304 с.